Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4

Пропавшая коллекция

Что вывезли из музея-усадьбы Дубровицы в 1918-1927 гг.
расследование музея, которого нет
Портретная
Мы начали с самой интересной комнаты Дубровицкого дома - Портретной залы. У нас в распоряжении это фото, старинные книги, интернет и энтузиазм
Для начала не прокручивая страницу скажите, сколько картин и людей с этого фото вы знаете?
Когда мы начинали, мы узнали лишь одного человека - это была Екатерина Великая
В память о владельце Дубровиц вплоть до 1920-х годов в усадьбе, в специальной витрине красного дерева хранились камзол, жилет, перчатки и шпага Б.А. Голицына.

Судьба этого экспоната неизвестна
1308 предметов
В материалах по Дубровицам Голицыных в покомнатной описи перечислено 1308 предметов: столов, кресел, стульев, диванов, люстр, ширм, ковров, портретов, скульптур, часов и т.д. с указанием местонахождения (вестибюли, приемная, кабинет, комнаты, спальни, лестницы и т.д.).
Хозяева и гости усадьбы Вяземы: Материалы IV Голицынских чтений, 18-19 января 1997 г.
Так, в Дубровицы уже в начале октября 1918 г. был командирован для отбора предметов сотрудник Коллегии Ю. Ависимов. (по другим источникам также А.И.Анисимов - вероятнее всего Ю.П. Анисимов). В его командировочном удостоверении говорится, что «предметы художественно-исторического значения из имения Дубровицы должны быть вывезены в силу общей музейной политики и переданы в Государственное хранилище Музейного фонда в Москве». Ему в тот же день был выдан мандат, разрешающий вывоз произведений искусства.

Это было первое мероприятие по вывозу ценностей из Дубровиц, но не последнее. В ноябре того же года сотрудник Коллегии В. Раевский осуществил вывоз большого количества ценностей из усадьбы.

Зарайский кремль
Дворянские портреты Зарайского собрания представляют собой не случайное соединение изображений разных лиц, а часть фамильной портретной галереи, основанной в последние десятилетия XVIII — первые годы XIX столетия князем Александром Михайловичем Голицыным и пополнявшейся его потомками.
Гравюра Набгольца - рисунок Щедрина
У Д. Ровинского описан еще «Вид церкви Пресвятыя Богородицы от Москвы в 35 верстах в селе Дубровицах, принадлежащем гр. А. М. Дмитриеву Мамонову», гравировал Набгольц по рисунку Chedrin.

Источник https://aldusku.livejournal.com/16283.html
Из усадьбы Голицыных в Зубаловский фонд и Английский клуб вывезены 79 портретов, 5 картин, 6 акварелей, 9 миниатюр, 2 блюда, 1 пара канделябр, часы, фонарь, 47 рам.

источник
Где можно увидеть реликвии из Дубровиц?
Дубровицы, древняя усадьба Голицыных, на грани XVIII-XIX веков была во владении Дмитриевых-Мамоновых. От их времени в главном доме оставались вещи эпохи Екатерины II. Затем усадьба вернулась к Голицыным.

В 1918 году лучшие портреты, хранившиеся у этой ветви Голицыных, поступили в Государственную Третьяковскую Галерею, среди них были полотна Рокотова, Тропинина, Кипренского, Брюллова.

С 1921 года в усадьбе открылся музей. В него поступили портреты, предметы мебели, книги из нескольких соседних усадеб.

С середины 1920-х годов музеи-усадьбы стали снимать с учета и переводить на местный бюджет. В 1926 году штаты музеев-усадеб Царицыно, Дубровиц составляли по 3-4 человека. Следить такому персоналу не только за музеем, но и за сложным и обширным хозяйством, парками было невозможно, и все быстро приходило в запустение. Постепенно эти музеи стали закрываться.

В 1927 году был закрыт музей в Дубровицах, его коллекция была раздроблена. Значительная часть (в основном мебель) была передана в Остафьево, часть поступила в фонды МОНО, а остальное огромное собрание, включая библиотеку в 3333 тома, перевезли в Никольское-Урюпино. Сюда же поступили вещи из Лопасни, вся обстановка кабинета, гостиных и спален.

В музее «Никольское-Урюпино» к этому времени была уже устоявшаяся экспозиция, основанная на вещах из этой же усадьбы. Коллекции, привезенные из Дубровиц, не смешивались с имеющимися в музее. Они даже не были распакованы.

В 1928 году музей в Никольском оказался на территории военной части. Было принято постановление о расформировании «Никольского-Урюпино». В 1929 году по плану раздела музея в Никольском все книги, в том числе и перевезенные из Дубровиц, отошли к музею в Архангельском. Часть мебели поступила в Остафьево, остальное было вывезено в Новый Иерусалим. В составе этого огромного фонда были архивы, большое количество графики, предметов прикладного искусства. Учесть все потери коллекций из этого музея не представляется возможным.
Небольшая часть экспонатов из Никольского (в основном портреты Голицыных) и сейчас хранятся в фондах музея «Новый Иерусалим».
«Гостиная под сводами», куда из вестибюля вела боковая дверь, в прошлом была наполнена гравированными портретами деятелей екатерининского века: К. Г. Разумовского, А. С. Строганова, П. А. Румянцева, А. А. Безбородко, П. Н. Зубова… Эта коллекция собиралась еще фаворитом А. М. Дмитриевым-Мамоновым. Свое название гостиная получила по сводчатому потолку, к которому крепилась тяжелая бронзовая люстра в виде обруча с лебедями, поддерживающими рожки для свечей,- работа конца XVIII века. Обстановка гостиной также относилась ко времени Александра Матвеевича: стулья, комодики, круглый стол, ширмочка с росписью цветами.
Где искать старинные фотографии Дубровиц?
"Лебедев снимал некоторые усадьбы. Среди них были такие знаменитые и неплохо сохранившиеся, как Кусково, Кузьминки и Дубровицы, но были и усадьбы, почти полностью разрушенные к началу XXI в.

В Музее архитектуры сохранилась закупленная у Н. Н. Лебедева коллекция, состоящая из 1564 стеклянных негативов размером 13 × 18 см. Также имеется около 500 безнегативных фотографий, но не объединенных, как авторские отпечатки, а хранящихся в различных разделах по памятникам архитектуры Москвы. Эти негативы и фотографии являются одними из ценнейших в фотографической коллекции музея".
https://rosphoto.org/wp-content/uploads/2017/06/17...
Made on
Tilda