Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме
Музей "Царицыно"
Погрудный портрет Екатерины II в коричнево-фиолетовом дорожном кафтане и меховой шапке отличается грациозность фигуры, щеголеватостью костюма, миловидностью и оживленностью лица, обращенного к зрителю.

Портрет относится ко времени путешествия Екатерины II в Крым. В этой поездке её сопровождал молодой фаворит Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов. В Дубровицком доме портреты висели парой с портретом самого Александра Матвеевича, изображенного художником также в дорожном костюме.

Портретов Екатерины Великой в дорожном костюме (тип Левицкого) насчитывается только в крупных музеях более десятка. Который из них - из Дубровиц - мы точно не знаем. Будем благодарны за обратную связь, если вдруг музейные работники найдут в сети эту страницу и смогут поделиться информацией о подобном портрете.
Потерял Дубровицы могущественный владелец неожиданно. Имение захотела приобрести сама Екатерина II. Она заехала в подмосковные Дубровицы на обратном пути из Крыма. В путешествие императрица отправилась из Петербурга 2 января 1787 года. Путь ее лежал через Смоленск, Киев, Кременчуг. Из Херсона и Николаева царский поезд возвращался через Харьков (там императрица рассталась с Потемкиным, пожаловав его титулом князя Таврического), Белгород, Тулу и Москву.

«Журнал высочайшего путешествия», изданный в тот же год Н. И. Новиковым, извещал, что Екатерина II в сопровождении главнокомандующего Москвы и Московской губернии П. Д. Еропкина, предводителя московского губернского дворянства М. М. Измайлова и воинского генералитета «в половине дня 23 июня 1787 года въехала в Дубровицы, где изволила иметь обеденный стол». К семи часам вечера императрицу встречали уже в Коломенском.

Не для себя заприметила Екатерина это подмосковное имение с великолепной церковью. Среди сопровождавших ее лиц был новый фаворит, флигель- адъютант Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов, родовитый молодой человек, которого хотелось отличить особой милостью, даже за счет верного Потемкина.

А.М. Тарунов "Дубровицы"
Михаил Шибанов – Портрет графа А.М. Дмитриева-Мамонова. 1787

1787, холст, масло, Нижегородский художественный музей
Екатерина Великая. Золотой век Российской империи. К 290-летию со дня рождения.
Неизвестный художник, мастерская Д.Г. Левицкого «Портрет Екатерины II в дорожном костюме» Конец 18 века.
Государственный музей-заповедник «Царицыно» — Большой дворец — август 2019 — январь 2020
Фрагмент картины неизвестного художника XVIII века "Екатерина II в дорожном костюме". (До реставрации). Репродукция РИА Новости
Автограф графа Мамонова
Письмо с автографом графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. 1794 год
Подробнее
Мамонов или Ланской
Портреты фаворитов Екатерины II, в атрибуции которых нет ясности. Эрмитаж и Пушкинский музей
Подробнее
Книга Владимира Цветаева
"Дубровицы. Из дачных впечатлений" Оригинал книги. Издание Московского университета. 1907 год
Подробнее
Made on
Tilda