Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4

Портрет Анны Александровны Голицыной

Федор Степанович Рокотов. Анна Александровна Строганова (7.02.1739 - 22.04.1816), кавалерственная дама ордена Св. Екатерины, жена князя М. М. Голицына (1731-1804).
Репродукция: wikimedia.org
Анна Александровна Голицына
Княгиня Анна Александровна Голицына (1739-1816) – единственная дочь генерал-поручика барона А.Г. Строганова, в 18 лет вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына (1731-1804), генерала, действительного камергера, калужского предводителя губернского дворянства (1782).

Княгиня стала матерью десятерых детей – пятерых сыновей и пятерых дочерей. Овдовев, последние десять лет своей жизни управляла городской усадьбой на Волхонке, где в 1865 году (при непосредственном деятельном участии владельца Дубровиц Сергея Михайловича Голицына) открылся Голицынский музей с уникальной коллекцией западноевропейской живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, собранной несколькими поколениями рода Голицыных.

Анну Александровну писали знаменитые русские и иностранные художники – П. Ротари, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов. Уже в глубокой старости, в начале XIX века, она позировала Д.-Б. Лампи Старшему.

Рокотовский портрет, на котором княгиня предстает в расцвете зрелой женственности и красоты, покоряет одухотворенностью образа, тонкостью и глубиной постижения внутреннего мира. Постановка модели, соотношение фигуры и пространства, особая прозрачность воздушной среды, – во всем заметен неподражаемый рокотовский артистизм.
В светящемся сумраке фона едва видна высокая прическа, переданная длинными свободными мазками. В живописи лица мазок почти не заметен, тонкая и жидкая краска, нанесенная в два-три сеанса, создает ощущение нежности кожи, легкой неопределенности в рисунке губ. По-рокотовски длинным дугообразным мазком очерчены веки, лицо освещено мягкой полуулыбкой, мерцающей во взгляде, полном сдержанной силы и недосказанности.
Поразительна свобода, с которой написано платье княгини. Кисть движется стремительно в разных направлениях, передавая разнообразные оттенки зеленовато-оливковых тонов, прихотливый рисунок кружев, неожиданную пластическую определенность банта, придающего всей композиции портрета законченность и завершенность.
Портрет почти полтора столетия находился в Кузьминках, родовом поместье Голицыных. В 1915 году портрет вместе со всей коллекцией был вывезен в другое подмосковное имение Голицыных – Дубровицы. Здесь произведения искусства застала национализация. В 1927 году портрет А.А. Голицыной поступил в Ульяновский музей из Государственного музейного фонда.
Как выяснилось, портрет оказался неподалеку от другой голицынской вотчины – имения Шумовка, которое в 1794 году приобрел М.М. Голицын на севере Симбирского уезда. Он скупил здесь и другие земли. В 1824 году сын Анны Александровны С.М. Голицын выстроил в Шўмовке храм во имя Рождества Христова.
Неизвестный фотограф. Главный дом. Усадьба Дубровицы. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Московская обл. Подольский р-н. Усадьба Дубровицы. Дворец. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Интерьер. Фрагмент одной из комнат. (Портретная галерея ?).
Фото из коллекции Музея Щусева

Made on
Tilda