Мобильное меню Усадьбы Дубровицы
в глушь, в Саратов...

Портрет секунд-майора Николая Артемьевича Загряжского

Рокотов Федор Степанович. Портрет секунд-майора Н.А. Загряжского, 1760
Николай Артемьевич Загряжский
Где увидеть: Радищевский музей, Саратов
Рокотов
Федор Степанович

1732 - 1808

Портрет секунд-майора Н.А. Загряжского.
1760


Холст, масло 62 x 51
Инвентарный номер: Ж-81
Поступление: В 1926 из Государственного музейного фонда.

Загряжский Николай Артемьевич (1729-1788) - лейб-гвардии генерал-майор, сын генерала-аншефа Артемия Григорьевича Загряжского.

Николай Артемьевич Загряжский (1728 - 24.12.1788), c 1753 года секунд-ротмистра л.-гв. Конного полка. С 13 ноября 1758 года был женат на княжне Анастасии Михайловне Голицыной (17.09.1728—11.05.1779).

Ранее:
Собрание С.М. Голицына (имение Кузьминки, затем Дубровицы Московской губернии).

Выставки:

Таврическая, СПб, 1905; Ф.С. Рокотова, М., Л., 1923;
Выставка новых поступлений в Радищевский музей, Саратов, 1926;
Ф.С. Рокотов и художники его круга, Л., М., 1959-1960.
Неизвестный фотограф. Главный дом. Усадьба Дубровицы. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Московская обл. Подольский р-н. Усадьба Дубровицы. Дворец. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Интерьер. Фрагмент одной из комнат. (Портретная галерея ?).
Фото из коллекции Музея Щусева

Место портрета (розовая линия) указано предположительно на основании описаний Никифорова, физических размеров картины и парности рокотовскиз портретов семьи Загряжских. Мы предполагаем, что портрет супруги висел справа.

"В начале XX века портрет находился в с.Кузьминки, Московской губернии в собственности её правнучатого племянника князя С.М.Голицына".

Игорь Амелютин

Мы попросили помощи у эксперта, и выяснили, что портрет действительно был в Дубровицах. Более того, выяснилось что у этого портрета была пара. Вы наверняка угадаете, какой из портретов ниже был вторым для описанного выше.
Рокотов
Федор Степанович

1732 - 1808

Портрет А.М. Загряжской
1760


Холст, масло 62 x 53
Инвентарный номер: Ж-445
Поступление: В 1926 из Государственного музейного фонда.

Загряжская Анастасия Михайловна (1728-1779) - дочь генерал-адмирала князя М.М. Голицына-младшего. Жена (с 1758) Н.А. Загряжского.
Вариант-повторение портрета, хранящегося в ГРМ.

Ранее:
Собрание С.М. Голицына (имение Кузьминки, затем Дубровицы Московской губернии, Румянцевский музей)

Выставки:

Первая выставка национального музейного фонда, М., 1918; Ф.С. Рокотова, М., Л., 1923; Выставка новых поступлений в Радищевский музей, Саратов, 1926; Ф.С. Рокотов и художники его круга, Л., М., 1959-1960.
Ф.С. Рокотов

Оригинал в высоком разрешении на сайте culture.ru
Этот портрет открыл еще одну интересную историю. Она описана в книге Нины Молевой "Тайны Федора Рокотова"
Ниже небольшой отрывок из нее.
Сын генерал-аншефа и казанского губернатора, Н. А. Загряжский в 1758 году получил чин лейб-гвардии секунд-майора и женился на дочери генерал-адмирала А. М. Голицыной, одной из засидевшихся в девках великосветских невест: ей было тридцать лет. Ф. С. Рокотов пишет А. М. Загряжскую дважды. Один из портретов, так называемый олсуфьевский, который находился в частных собраниях Петербурга и экспонировался на Таврической выставке 1905 года, составляет собственность Русского музея. Второй, хранившийся в подмосковных Кузьминках, а затем голицынских Дубровицах, вошел в коллекцию Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева и считается вариантом-повторением первого. И это блестящий пример (еще один!) того, как невозможна для Рокотова копия, как всякое новое обращение к модели становится для него новым откровением и новым переживанием, казалось бы, уже узнанного и пережитого человека.

На олсуфьевском портрете крупная, полнотелая и далеко не юная женщина. Грубоватое лицо с начинающими обвисать щеками, прямой взгляд неулыбчивых глаз, двойной подбородок. Высоко зачесанные волосы забраны под тюлевый чепец. Крупные жемчужные серьги не только не смягчают — подчеркивают простоватость черт, чуть скрадывающуюся мягким отсветом голубого с большими бантами платья. Оборот холста несет самые подробные сведения о портрете: „оригиналкой Портрет Настасьи Михайловны Загряской урожденной княжны Голицыной писанной в Москве живописцем Рокотовым. Настасья Михайловна (родилась. 1729 года сентября 17. дня) в супружество в ступила 1758. ноября 13. скончалась 1779. майя 11. писан в москве живописцем рокотовым".

И саратовский портрет. Осталось неизменным положение фигуры, то же широко написанное голубое платье, серьги, поднятая вверх и оставляющая открытым лоб прическа, но неузнаваемо изменилось лицо. Исчезло тупое самодовольство. Мягким лукавым отблеском зажглись повеселевшие глаза, неуловимая ироничная улыбка тронула губы. Прошедшие годы — а это именно годы легли между портретами мастера — сняли пухлость щек, обретших более тонкий абрис. На более замысловато уложенные волосы легла черная кружевная наколка, подчеркнувшая глубину глаз. Теперь это та самая Загряжская, которая умела оживлять своим присутствием и разговором общество в Яропольце, имении брата мужа Александра Артемьевича. У Загряжской не столько связи с екатерининским двором, сколько с „прошедшим" — елизаветинским, своеобразное дворянское фрондерство, так любимое и чтимое в Москве. И характерно, что парный портрет Н. А. Загряжского написан именно к этому второму, если можно так сказать, расцветшему портрету жены.
Вслед за супругами Загряжскими Рокотов напишет младшего брата Анастасии Михайловны, полковника Дмитрия Голицына. Это один из рокотовских, условно говоря, нарядных портретов в своем сочетании светло-голубого с золотыми петлицами бархатного кафтана, желтого камзола и красной бархатной горностаевой мантии. Ранний по времени, он ближе всего по живописному решению к первому варианту портрета И. Г. Орлова. Следующей шла семья Анны Александровны Голицыной-Строгановой, у потомков которой и соберутся все рокотовские полотна.
Made on
Tilda