Мобильное меню Усадьбы Дубровицы

Портрет Александра Михайловича Голицына

Орест Кипренский Портрет Александра Михайловича Голицына
Александр Михайлович Голицын
Князь Александр Михайлович Голицын (8 (20) сентября 1772—31 июля (12 августа) 1821) — тайный советник, гофмейстер, собиратель художественных редкостей из рода Голицыных (ветвь Михайловичей). Старший брат «последнего московского вельможи» Сергея Михайловича Голицына (первого).

Дед последнего владельца Дубровиц Сергея Михайловича Голицына.

Неизвестный фотограф. Главный дом. Усадьба Дубровицы. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Московская обл. Подольский р-н. Усадьба Дубровицы. Дворец. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Интерьер. Фрагмент одной из комнат. (Портретная галерея ?).
Фото из коллекции Музея Щусева

Биография

Внук генерал-адмирала М. М. Голицына и барона А. Г. Строганова. Сын генерал-поручика и камергера М. М. Голицына и баронессы Анны Александровны Строгановой (1739—1816), от которой вместе с братом унаследовал усадьбы Гребнево и Кузьминки.

В царствование Екатерины II был камер-пажом. Выказывал императрице бесконечную преданность, и она ему благоволила. Затем был назначен камер-юнкером к великому князю Александру Павловичу. Благодаря уму и умению быть приятным собеседником заслужил его благосклонность и доверие.

В 1799 году Павлом I был удалён от двора. Как говорили современники, за то, что был посредником между Александром Павловичем и актрисой Шевалье, фавориткой И. Кутайсова.

Впоследствии вновь был при дворе. Был гофмейстером при дворе великой княгини Екатерины Павловны. В 1802 году сопровождал великую княгиню Елизавету Алексеевну в Швецию для свидания с сестрой Фредерикой. Князь Голицын отличался весёлым характером и сатирическим умом, был красив, за невысокий рост получил прозвище «le petit Golitzine» («Маленький Голицын»), а за длинное лицо «le prince cheval» («князь-лошадь»). Современники находили его очень похожим на шведского короля Густава IV Адольфа.

В 1807 году из-за болезни жены уехал с семьей за границу, где стал жить большую часть своего времени. В 1819 году Голицын переехал в Италию. Приобретя дом Монтенаро, жил в Риме на виа Умильта, где художник Орест Кипренский написал его портрет, он был создан за два года до смерти князя, сегодня портрет находится в Третьяковской галерее. Позже во время своего прибывания в Италии Кипренский писал и портреты сыновей Голицына.
С 12 ноября 1802 года Александр Михайлович Голицын был женат на княжне Наталье Фёдоровне Шаховской (25.11.1779—09.08.1807), внучке генерал-прокурора Я. П. Шаховского, любимой фрейлине и лучшей подруге императрицы Елизаветы Алексеевны.

Княжна Шаховская была красавицей, император Павел I отличал её, и на одном из парадов он повелел внести в приказ благодарность великому князю Александру за то, что у него при дворе такая хорошенькая фрейлина. Говорили, что Нелидова с той поры возненавидела княжну.

Её свадьба с Голицыным была отпразднована с большим блеском в большой церкви Зимнего дворца, в присутствии государя и двух императриц. Разлука с ней была большим огорчением для Елизаветы Алексеевны, так как Голицына пользовалась её безграничным доверием. Княгиня обещала часто посещать государыню после брака, камер-фурьерский журнал свидетельствует о почти ежедневных их прогулках и частых приглашениях на обед. Будучи хорошей музыкантшей, Голицына почти ежедневно пела с государыней. Её счастливый характер, веселый, отзывчивый, вносил много жизни и развлечений в монотонную жизнь Елизаветы Алексеевны. Имя Голицыной, под прозвищем «Principessa», встречается во всех письмах императрицы к матери до самой кончины княгини, последовавшей в 1807 году.

Заболев после родов скоротечной чахоткой, Наталья Фёдоровна по предписанию врачей уехала за границу, где и скончалась. Похоронена в усыпальнице князей Голицыных (Михайловской церкви) Донского монастыря в Москве. В браке имели двух сыновей и дочь:

Наталья Федоровна Голицына (ур. Шаховская)
Википедия
Орест Кипренский. Портрет Михаила Александровича Голицына . 1833 год. Частное собрание.
Orest Kiprensky. Portrait of Prince Mikhail Alexandrovich Galitzine (1804-1860) signed and dated 'ORESTE K/1833' (lower right) oil on canvas, with painted feigned dome 37 x 53½ in. (94 x 136 cm.).
"В издании ЖЗЛ, посвящённом творчеству Кипренского говорится:
"Портрет Михаила Александровича кисти Кипренского не сохранился, и мы не знаем, как художник сумел раскрыть характер брата..." [Бочаров И.Н., Глушакова Ю.П. Кипренский. М., 1990, с.313].

Довольно неожиданно, разыскивая изображение надгробий братьев в итальянской Болонье в сети, мне попался этот портрет, выставленный на аукционе Christie's за $1,119,803. Так что не могу не поделиться...

Михаил Александрович Голицын (1804-1860) - действительный статский советник (с 1.08.1857), камергер (с 16.08.1857) был сыном гофмейстера князя Александра Михайловича Голицына (1772-1821) от брака с фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны княжной Натальей Федоровной Шаховской (177 - 1807). Портрет Александра Михайловича (на средства которого с 1816 по 1821 год проводилась масштабная реконструкция подмосковной усадьбы Гребнево) О. Кипренский написал также в Риме во время своего первого визита в Италию, ок. 1819 года"
Силивестр Щедрин. Дом братьев Голицыных в Риме. Другое название "Столовая в доме Монтенаро на Виа Умильта"
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Михаил (1804—1860), тайный советник, посланник в Мадриде, писатель, создатель Голицынской библиотеки в Москве, под давлением брата тайно перешел в католичество. Был женат на княжне Марии Ильиничне Долгоруковой (1822—1907), дочери И. А. Долгорукова.

Фёдор (1805—1848), камер-юнкер, католик, писатель, иезуит. Решением Государственного Совета от 14 сентября 1845 года Фёдор Александрович был лишён русского подданства, чинов, званий, всех прав состояния, с заочной ссылкой на каторгу, впоследствии участвовал в национально-освободительном движении за освобождение Италии (в составе папской гвардии) от австрийской оккупации и, участвуя в сражениях, скончался 28 июня 1848 года через 14 дней после боя под г. Тревизо (14 июня 1848), проигранного повстанцами.

Орест Кипренский. Портрет Федора Александровича Голицына. 1833 год.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.
Поступление. В 1926 из Государственного музейного фонда; ранее – собственность князей Ф.А. Голицына, С.М. Голицына (Кузьминки, Дубровицы, Московская губ.)

Источник: izi.travel
Елизавета (05.08.1806—1816), после смерти матери её взяла на своё попечение императрица Елизавета Алексеевна, которая мечтала сделать её товарищем детских игр своей младшей дочери Лизы (1806—1808). С разрешения князя А. М. Голицына, находилась всегда при императрице, которая оказывала ей особое внимание и ухаживала за ней как родная мать. Смерть княжны Голицыной от детской болезни в декабре 1816 года стала большим горем для Елизаветы Алексеевны.

Источники

Русские портреты XVIII—XIX столетий. Изд. Вел. Кн. Николая Михайловича. СПб. 1906. Т. II вып IV. № 179.
Записки графа М. Д. Бутурлина. Т.1. — М.: Русская усадьба, 2006. — 651 с.
Вел. кн. Николай Михайлович. Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра I. В 2-х т. — СПб., 1909.
История жизни благородной женщины// В. Н. Головина. Мемуары. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — С.194.
Подробнее о портретах А.М и Ф.А Голицыных
Made on
Tilda