Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
Добрый вечер, уважаемая команда сайта!

Совершенно случайно забрел на Вашу «территорию» и, читая раздел «Владельцы» (Борис Алексеевич Голицын), статью «Разыскивается портрет», заметил, что у Вас вызывает недоумение цитата М.М. Богословского относительно предполагаемого портрета князя Б.А. Голицына, хранившегося в ГИМе [Богословский М.М. Петр I. Материалы для биографии. М. 1940. С.397.].
Спешу сообщить, что репродукция с разыскиваемого Вами портрета помещена в книге П.С. Шереметева «Вяземы» (Пг., 1916), на вкладке между страницами 52 и 53. Если Вы сочтете возможным сообщить мне Ваш электронный адрес, я с удовольствием перешлю вам картинку в хорошем разрешении.
По поводу лица, изображенного на этом портрете, существует мнение (П.С. Шереметев, М.М. Богословский), что это, возможно, старший сын Бориса Алексеевича и наследник Дубровиц (отписанных ему по разделу имений в 1700 г.) – Алексей Борисович Голицын (1671-1713). Соответственно, портрет написан в Англии или Голландии в 1697-1698 гг. во время пребывания там Великого Посольства.
В свою очередь, могу предложить и другую гипотезу (ни в коем случае не настаивая на ее истинности). А вдруг, это действительно портрет самого Бориса Алексеевича? Дело в том, что достоверно известно, что «в 1679 году ко дворцу взят был живописец «иноземец анбурския земли» Иван Андреев Валтер, за написанную им персону стольника князя Бориса Алексеевича Голицына» [См. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т.1. Ч.1. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. – М.: Языки русской культуры, 2000. С.224.]. Возраст модели – вполне подходящий (25 лет). Вопрос только в стиле – соответствует ли описываемый портрет европейским нормам третьей четверти XVII века? Некоторые исследователи приписывают кисти Иоганна Вальтера также «Портрет Марфы Матвеевны Апраксиной» (1681–1682 гг., ГРМ) и портрет патриарха Никона (1682 г., ГИМ), отмечая при этом, что указанные работы свидетельствуют об авторе, как о профессиональном художнике академической европейской выучки [Об Иоганне Вальтере см. Павленко А.А. Образ «Райского сада» и «ландшафты» в творчестве царских изографов ХVII века Петра Энгельса, Ивана Репского и Иоганна Вальтера. // Кадашевские чтения: сборник докладов конференции. Выпуск XX. [Гл. ред. протоиерей Александр Салтыков]. – М.: Музей «Кадашевская слобода»; Об-во сохранения лит. Наследия (ОСЛН), 2017. – С.228-230.].
Наконец, имеются сведения еще об одном портрете князя Б.А. Голицына. В своей книге о Св. Димитрии Ростовском И.А. Шляпкин упоминает в примечании на странице 65, что «у князя Б.Ф. Голицына сохранился любопытный современный портрет князя Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя Петра I, в богатом польском костюме и казацкой прическе» [Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 г.). // Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Часть XXIV. СПб., 1891.]. Здесь речь явно идет о каком-то другом портрете, судя по «казацкой прическе».
Простите за длинное письмо, но поскольку я 20 лет занимаюсь изучением биографии князя Б.А. Голицына, то счел необходимым помочь Вам в Вашем затруднении с портретом.
В Государственном историческом музее в Москве есть поясной портрет маслом прекрасной работы, изображающий молодого человека в воз­расте 22—23 лет в пышном черном парике, одетого в латы. По характеру письма этот портрет напоминает голландские портреты конца XVII в. (Меньшикова, Лефорта, Б. И. Куракина и др.), а также портрет Петра работы Кнеллера. Этот портрет считается портретом Б. А. Голицына. Единственным основанием для этого утверждения служит надпись позднего происхождения, сделанная на обороте портрета: «Кн. Б. А. Голицын». Но надпись является, несомненно, ошибочной. Кн. Б. А. Голицын родился в 1654 г., следовательно, ко времени написания портрета он был уже пожилым человеком и должен был выглядеть много старше того, кто изображен на портрете.

Можно предполо­жить, что на портрете изображен один из молодых людей, посланных Петром учиться за границу. Если этот портрет вышел из семьи Голицыных, то воз­можно, что он изображает сына Б. А. Голицына — Алексея Борисовича, находившегося в конце XVII и в начале XVIII в. в Амстердаме, где с него и мог быть написан этот портрет.
По поводу лица, изображенного на этом портрете, существует мнение (П.С. Шереметев, М.М. Богословский), что это, возможно, старший сын Бориса Алексеевича и наследник Дубровиц (отписанных ему по разделу имений в 1700 г.) – Алексей Борисович Голицын (1671-1713). Соответственно, портрет написан в Англии или Голландии в 1697-1698 гг. во время пребывания там Великого Посольства.

В свою очередь, могу предложить и другую гипотезу (ни в коем случае не настаивая на ее истинности). А вдруг, это действительно портрет самого Бориса Алексеевича? Дело в том, что достоверно известно, что «в 1679 году ко дворцу взят был живописец «иноземец анбурския земли» Иван Андреев Валтер, за написанную им персону стольника князя Бориса Алексеевича Голицына» [См. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т.1. Ч.1. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. – М.: Языки русской культуры, 2000. С.224.]. Возраст модели – вполне подходящий (25 лет). Вопрос только в стиле – соответствует ли описываемый портрет европейским нормам третьей четверти XVII века? Некоторые исследователи приписывают кисти Иоганна Вальтера также «Портрет Марфы Матвеевны Апраксиной» (1681–1682 гг., ГРМ) и портрет патриарха Никона (1682 г., ГИМ), отмечая при этом, что указанные работы свидетельствуют об авторе, как о профессиональном художнике академической европейской выучки [Об Иоганне Вальтере см. Павленко А.А. Образ «Райского сада» и «ландшафты» в творчестве царских изографов ХVII века Петра Энгельса, Ивана Репского и Иоганна Вальтера. // Кадашевские чтения: сборник докладов конференции. Выпуск XX. [Гл. ред. протоиерей Александр Салтыков]. – М.: Музей «Кадашевская слобода»; Об-во сохранения лит. Наследия (ОСЛН), 2017. – С.228-230.].

Наконец, имеются сведения еще об одном портрете князя Б.А. Голицына. В своей книге о Св. Димитрии Ростовском И.А. Шляпкин упоминает в примечании на странице 65, что «у князя Б.Ф. Голицына сохранился любопытный современный портрет князя Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя Петра I, в богатом польском костюме и казацкой прическе» [Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 г.). // Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Часть XXIV. СПб., 1891.]. Здесь речь явно идет о каком-то другом портрете, судя по «казацкой прическе».
Made on
Tilda