Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4

Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах заложен в 1690 году
Достроен к 1697 году
Работы продолжались до 1699 года
Освящен в 1704 году
Мы не раз говорили, что наш сайт не о храме. Помимо того, что у храма есть собственный сайт и множество материалов по его истории, в храме есть также собственное экскурсионное бюро. Кроме того, нам кажется, что удивить кого-то фотографиями храма в интернете уже невозможно.

Почему же мы создали эту страницу? Потому, что собирая материалы об Усадьбе Дубровицы мы волей-неволей накопили некоторое количество старинных архивных профессиональных и любительских фотографий храма. И решили поделиться ими с нашими посетителями.

Согласитесь, что глядя на черно-белые снимки XIX-ХХ веков, гравюры и старые открытки не перестаешь удивляться, как же провидение сохранило эту красоту, прошедшую сквозь все потрясения трех веков.

На относительно свежих, конца XX века, снимках вы увидите, в каком состоянии был храм накануне передачи его церкви. И сможете по достоинству оценить, сколько было проделано работы для его реставрации и сохранения. Еще раз рекомендуем для знакомства с историей храма посетить его сайт, а лучше связаться с экскурсионным бюро и посетить его лично под неспешный рассказ профессионального экскурсовода.

Сайт храма dubrovitsy-hram.ru. Экскурсии проводятся паломнической службой храма.

Во время карантина в связи с эпидемией коронавируса велись трансляции богослужений.
Уса­деб­ная Зна­мен­ская церковь - вы­даю­щее­ся про­из­ве­де­ние русского зод­че­ст­ва конца XVII века. Ком­по­зи­ци­он­но она близ­ка к хра­мам ти­па «вось­ме­рик на чет­ве­ри­ке», но уни­каль­на по бо­га­то­му де­ко­ра­тив­но­му оформ­ле­нию. За­ло­же­на 22.07(01.08).1690 года, ос­вя­ще­на в феврале 1704 года в при­сут­ст­вии ца­ря Пет­ра I. Цен­трическое бе­ло­ка­мен­ное со­ору­же­ние в пла­не пред­став­ля­ет квад­рат, к ко­то­ро­му со всех сто­рон при­мы­ка­ют трёхло­па­ст­ные час­ти (ал­тарь и 3 при­тво­ра). Центральный объ­ём име­ет вид 8-гран­ной баш­ни, за­вер­шён­ной ажур­ной ме­тал­лической ко­ро­ной с кре­стом (высота 42,3 метра). Сте­ны ал­та­ря и при­тво­ров с внеш­ней сто­ро­ны по­кры­ты рус­том, цо­коль и верх­ний ярус - ор­на­мен­таль­ной резь­бой в ду­хе ев­ропейского ба­рок­ко. В уб­ран­ст­ве ис­поль­зо­ва­ны рез­ные бе­ло­ка­мен­ные ко­лон­ны, ат­ти­ки, круг­лая скульп­ту­ра (ста­туи апо­сто­лов). Ин­терь­ер ук­ра­шен рель­еф­ны­ми фи­гу­ра­ми и ком­по­зи­ция­ми на те­мы Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та, ис­пол­нен­ны­ми в тех­ни­ке стук­ко. Ав­то­ра­ми леп­ни­ны счи­та­ют италь­ян­цев: Дж. Ф. Рос­си, П. Джел­пи, А. Квад­рио, при­быв­ших в Рос­сию в 1696-1697 годах, или же Д. Рус­ка, Дж. М. Фон­та­ну, К. Фер­ра­ру, Г. Квад­ро и других, прие­хав­ших в 1703 году. В до­ку­мен­тах упо­ми­на­ет­ся так­же скульп­тор Мон­сен­жак. Ико­ны, ико­но­стас, оформ­ле­ние хор, не­со­хра­нив­шие­ся кли­ро­сы ис­пол­не­ны ико­но­пис­ца­ми и рез­чи­ка­ми Ору­жей­ной па­ла­ты Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. При церк­ви в середине (?) XVIII века бы­ла по­строе­на ко­ло­коль­ня с пре­сто­лом Ад­риа­на и На­та­лии (взо­рва­на в 1931 году). Храм рес­тав­ри­ро­вал­ся в 1848-1850 годах под руководством Ф. Ф. Рих­те­ра и в 1960-2000-е годы.
Набгольц Иоганн Христиан (автор гравированного оригинала)
Храм во имя Знамения Пресвятыя Богородицы Подольского уезда в селе Дубровицы в имении в имении графа Дмитриева-Мамонова, сооружен в 1690, а возобновлен в 1850, гравюра
"Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина"
2010 год - тоже уже почти старинное фото. Сейчас иконостас храма выглядит гораздо богаче и все больше похож на дореволюционные фотографии. Если у вас есть очки витруальной реальности - можете "посетить" храм в VR (версия 2010 года) - вот ссылка. Больше панорам из Дубровиц найдете тут.
Иллюстрация из книги "Москва в её прошлом и настоящем".
Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Фотографии П.П. Павлова
Вход в храм. Статуи Иоанна Златоуста и Григория Богослова еще не разрушены.
Фото из коллекции Вадима Разумова / "Усадебный экспресс"

Попробуйте представить, как был сделан этот кадр во времена, когда никаких дронов не было и в помине...

Совершенно верно! Фотография сделана с колокольни, стоявшей рядом с храмом и разрушенной в 1930-х.
Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Фотографии П.П. Павлова
Многие исследователи-богословы (например, Григорий Двоеслов) сравнивают образы евангелистов с Самим Господом Иисусом Христом. Он был рожден как Человек, искупил грехи человечества Своей Кровной Жертвой, подобно Тельцу, далее воскрес и разорвал узы смерти, будто Лев и вознесся на небо, подобно Орлу.
Слева от входа в храм вы найдете скульптуру евангелиста Матфея. Посмотрите, как она выглядела раньше. К разрушению, помимо людей, приложила усилия и природа - известняк вымывается водой и выдувается ветрами. Решение сделать из него скульптуру было явно не очень практичным. Надо было использовать мрамор. Его в окрестностях Дубровиц тоже добывали.
Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Евангелист Матфей. Фотографии П.П. Павлова. Начало XX века

Первое каноническое Евангелие было написано Левием Матфеем, ученые считают, что это приблизительно 41-55 гг нашей эры.


Матфей был среди 12 ближайших избранных учеников Иисуса Христа. До того, как он уверовал в Господа и последовал за Учителем, Левий Матфей был мытарем, т.е. сборщиком налогов.


Символом евангелиста Матфея считается Ангел (Человек), как символ Мессии, Сына Божьего, который был послан на землю. Евангелие от Матфея начинается с родословной Иисуса Христа, как будто бы тем самым вновь подтверждается Его человеческая природа.

Евангелие от Марка второе и самое короткое из четырех Евангелий, вероятно, было написано в 60-70 е гг.

Марк был апостолом от 70, учеником апостола Петра. Марка отождествляют с мощным и сильным Львом, символом царственности и могущественности Иисуса Христа. Как Всемогущий Царь славы, Спаситель победил смерть и открыл врата Рая.
Евангелист Лука. Архивной фотографии этой скульптуры мы пока не нашли.
Символом апостола Луки является жертвенный Телец (Вол).
Евангелист Иоанн с орлом
Существует любопытная легенда, что, якобы, изначально в руках у дубровицких статуй евангелистов были серебряные перья. Которые при случае отломали местные жители. Другая не менее популярная легенда гласит, что древние паломники постоянно приносили евангелистам мелкие монеты. И, якобы, церкви это претило, поэтому рук у них нет даже на старинных фотографиях. Фото статуи евангелиста Матфея опровергает эту легенду, а вот серебряное или какое-то другое перо вложить в руку, чисто гипотетически...
Иванов-Терентьев А. А.
Московская губерния. Село Дубровицы. Церковь Знамения Божией Матери. Фрагмент декора
съемка 1910-1912 авторская печать 1920-х (?)
Музей РОСФОТО
Символом апостола Иоанна является Орел, это символ высоты учения, которое изложил в своем Евангелии апостол, а также символ Святого Духа, которого удостоились люди, очистившись от своих грехов.
Церковь Знамения в Дубровицах включена в «Список всемирного наследия» ЮНЕСКО.
Чернышев М.Б.
Фотография. Входной портал. Церковь Знамения в с. Дубровицы.
"Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
В нише с восточной стороны здания находилось резное деревянное распятие с предстоящими Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.

Этот "вход" вы видите со смотровой площадки на кургане. Распятие теперь находится в храме. Остальные фигуры утрачены.
Историческое изображение знака на месте стоявшего здесь ранее деревянного Ильинского храма, перенесенного в деревню Лемешово. Фото 1920-1930-х гг. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
1949 год. Слышали про пулемет на крыше храма? Так это не он.
В 1960-ые в Храме хотели открыть музей. Были начаты реставрационные работы. Но все ограничилось размещением таблички над входом.
Кстати сделать из этого храма музей планировал и последний владелец усадьбы Сергей Михайлович Голицын. Он обращался в научное Археологическое общество, остуществлявшее в те годы надзор за памятниками архитектуры и просил рассмотреть возможность передачи уникального строения под охрану как памятник архитектуры. Напомним, для религиозных нужд в ту пору на территории усадьбы имелся отапливаемый храм Адриана и Наталии (справа от храма Знамения), а также поблизости имелись храмы в селах Лемешово и Ерино.
2010 год - тоже уже почти старинное фото. Сейчас иконостас храма выглядит гораздо богаче и все больше похож на дореволюционные фотографии. Если у вас есть очки витруальной реальности - можете "посетить" храм в VR (версия 2010 года) - вот ссылка. Больше панорам из Дубровиц найдете тут.
Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Фотографии П.П. Павлова
Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Царские врата. Фотографии П.П. Павлова.
По этим фотографиям начала ХХ века ведется современная реставрация иконостаса.
Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Фотографии П.П. Павлова
Реставрация иконостаса. Фото ТАСС 1989 год.
Старинные фотографии интерьера храма
ЖЖ Вадима Разумова - автора проекта "Усадебный экспресс"
Открытка «с. Дубровицы, вид со стороны р. Пахры, 1915 г.». Из комплекта открыток "Подольск. Лики старого города»

"Климовский историко-краеведческий музей"
Фото Георгия Михайловича Черных. 1979 го.
колокольня
Церковь Святых мучеников Адриана и Наталии в Дубровицах
Исчезнувший храм-звонница
(в 2022 году начаты работы по восстановлению)
Фото из архива Евгении Курковой
В первой половине XVIII в. к юго-западу от церкви была возведена трехъярусная белокаменная колокольня в барочном стиле, отличающаяся простотой убранства фасадов. Девять колоколов размещались в расчлененном пилястрами арочном восьмерике. В 1780-х гг. князь Сергей Алексеевич Голицын устроил в нижнем ярусе колокольни теплый храм во имя святых мучеников Адриана и Наталии.
http://podolskoe-blago.ru/xramy/znamenskij-xram-1690/
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Колокольня с зимнею церковью святых мучеников Адриана и Наталии. Там молились в холодное время года, так как Знаменская церковь изначально строилась как летняя (в зимние месяцы большинство владельцев Дубровиц предпочитало жить в своих столичных домах) и не отапливалась. Время постройки колокольни точно не установлено.
Упоминание колокольни есть в дневниках петровских времен, но неизвестно - возможно автор записей имел ввиду сам храм. Есть предположение (см выше), что она была построена в 1750-х, при владельце усадьбы Дубровицы Сергее Алексеевиче Голицыне - (генерал-губернаторе Москвы).

Исследователь истории Дубровицкого храма Знамения Константин Семенов считает, что колокольня и находящийся в ней зимний храм были возведены в 1781 году - в тот год владельцем усадьбы стал Светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин. Он приобрел усадьбу у служащего своего полка, поручика Сергея Алексеевича Голицына - внука московского губернатора Сергея Алексеевича Голицына. Семенов также пишет, что в нижнем ярусе колокольни располагалась небольшая музейная экспозиция, рассказывавшая об истории усадьбы и храма Знамения.
Статуя, стоявшая в нише колокольни - сейчас обезглавленная стоит у звонницы.
30 января 1930 года президиум Моссовета – как было заявлено официально – "в ответ на массовые требования со стороны общественных и рабочих организаций" - запретил колокольный звон в храмах города. Многие звонницы были проданы за границу. Колокольни передавались народному хозяйству - где то из них делали пожарные каланчи, где-то склады, а где-то разбирали на стройматериалы...

Разрушенная колокольня и знак на месте стоявшего здесь до 1690-го года деревянного храма Ильи Пророка. Фото 1920-ые.
"Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
А это та самая статуя, которая сейчас (обезглавленная) установлена при входе на территорию храма. Кто изображен здесь - пока не удалось установить. Также как не удалось узнать, почему одна из фигур оказалась вне комплекса храма. Ранее она стояла в нише колокольни, построенной в 1750-ые и уничтоженной в 1930-ые.
Если вам скажут, что это статуя Екатерины Второй - не верьте и покажите говорившему эти фотографии.
Несколько групповых снимков из частных коллекций
Фото из архива Первовых. 1960-е годы.
Фото из архива Александра Семенихина. 1920-1930-е годы.
В 1960-х в храме планировали сделать музей. Уже тогда экскурсии в Дубровицы были весьма популярны, но посмотреть храм внутри удавалось не всем.
Фото: Яндекс.Дзен ВСвете
Фото из коллекции фотоархеолога Владимира Сергеева
Для ваших друзей-иностранцев приводим ссылку на книгу о храме - с параллельным текстом на английском языке.
Подробная история создания и жизни храма. На русском и английском языках.
Ссылка ведет на страницу дизайнера книги Дениса Карзакова.
Made on
Tilda