снаружи каменной ,,резью" (резьбой), исполненной с большим изяществом и создающей превосходный эффект. В углублениях стен (нишах) и при входах стоят столь необычайные для русского храма статуи апостолов и святых. Высокие паперти ведут к дверям со всех четырех сторон. В общем получается впечатление совершенно западного храма, хотя в европейской архитектуре нельзя указать его прямого образца. Неизвестен и архитектор, его создавший, но талант и самобытность этого неведомого зодчего вне всяких сомнений.
Внутри церковь также своеобразна. Это типичный храм XVIII в. прямой предшественник , светских" храмов елизаветинской поры (как в Новом Иерусалиме). Великолепен ,,взлет" белоснежного столпа, сплошь покрытого скульптурной отделкой. Типичны ангелочки барокко, улыбающиеся среди своих гирлянд. Статуи встречают нас внутри храма, как и снаружи. Вообще храм построен с полным нарушением всех древне-русских традиций, и эта зодческая ересь сделалась возможной, конечно, только в эпоху Петра. Характерно, что даже подписи здесь ранее были латинскими и только с 1850 г., при обнорлении здания, заменены русскими. Единственно, что напоминает среди этой ,,итальянщины" подлинные русские храмы-это резной деревянный иконостас и особенно громадные, в два этажа, занимающие всю глубину церкви, резные же деревянные хоры. Правда, рисунок их резьбы близок к узорам наружного каменного кружева, но в них есть сродство и с подобными же сооружениями старо-московских церквей.
В храме, находящемся в настоящее время под охраной и наблюдением Главмузея (хотя в нем со-
101