Триптих Голицына (Распятие с предстоящими Девой Марией и Иоанном Евангелистом). 1481–1485 Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Национальная галерея искусства, Вашингтон
Триптих Пьетро Перуджино, на котором изображено распятие с предстоящими Девой Марией и Иоанном, а на створках изображены св. Иероним и Мария Магдалина. Этот триптих Пьетро Перуджино написал в 1480-х годах. Примерно в это же время он обзаводится своей мастерской во Флоренции, на территории больницы Санта Мария Нуова. У него появляется много учеников, немало заказов, и он очень интенсивно работает. Наверное, именно в это время среди его учеников появился и Рафаэль, а сам учитель сделал большой рывок в своей живописи.
Этот триптих был написан для Бартоломео Бартоли, епископа города Кальи, духовника папы Александра VI, Почему он вошел в историю как "Голицын Триптих" и какое отношение он имеет к Дубровицким Голицыным? Попробуем разобраться вместе со специалистами:
На сайте проекта вы найдете полный транскрипт с историей создания Триптиха и появления его в России. Мы же остановимся на Голицынской линии.
Надеемся, теперь вы достаточно знаете о легендарном Триптихе. Мы же присоединяемся к рассказу об особой судьбе этого произведения искусства, потому что в XIX веке, в 1800 году, его приобретает дед последнего владельца Дубровиц князь Александр Михайлович Голицын, живший в то время в Риме и бывший там российским посланником.
В то время считалось, что триптих принадлежит кисти Рафаэля, а Рафаэль всегда ценился, в России тем более, как вершина итальянской живописи Ренессанса. Голицын же, как мы уже знаем, был ценителем и собирателем искусства.
Орест Кипренский Портрет Александра Михайловича Голицына
Но в 1821 году Александр Михайлович Голицын умирает, и триптих переходит по наследству его сыну Федору Александровичу. Он прожил довольно короткую жизнь, и коллекция, собранная его отцом, переходит к его брату Михаилу. Помните о мебели в Дубровицах из родового поместья Голицыных в Риме? После смерти Михаила Голицына - отца Сергея Михайловича - все имущество перевозится в Россию. Картины и предметы искусства вскоре станут экспонатами Голицынского музея. А мебель и прочие безделушки попадут в Кузьминки, а затем и в Дубровицы.
Наш молодой наследник Сергей Михайлович Голицын исполняет волю предков и открывает первый в Москве общедоступный музей изящных искусств:
26 января 1865 года на втором этаже главного дома городской усадьбы, что на Волхонке, открывается музей Голицыных, и этот музей, первый музей западного искусства в России, он так и назывался, Голицынским музеем. Это действительно было интересное собрание итальянских художников, но не только итальянских, и «Распятие», как тогда считали, Рафаэля стало буквально украшением этой коллекции. Но просуществовал этот частный музей, который современники называли Московский Эрмитаж, недолго – чуть более 20 лет.
В 1885-1886 гг из-за финансовых трудностей Сергей Михайлович Голицын был вынужден продать художественную часть коллекции Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Тут стоит отметить, что Голицынский музей, как и открывшаяся позже Третьяковская галерея, был общедоступным и бесплатным для посетителей.
Фотография из книги, посвященной юбилею Голицынской больницы.
Первый этаж главного дома на Волхонке еще с 1770-х годов сдавался квартирантам. Здесь жили многие знаменитые личности: писатель Александр Николаевич Островский, философ-славянофил Иван Сергеевич Аксаков, западник Борис Николаевич Чичерин…
С переездом сюда Островского связана необычная история. Всю жизнь прожив на Воронцовом поле в Москве, он говорил: «Никуда я не перееду. Разве мне предложат жить в кабинете князя Сергея Михайловича Голицына*». Так оно и случилось…
*речь конечно о Сергее Михайловиче Голицыне (первом) (1774–1859)
По одной из версий деньги Голицыну понадобились на нужды Голицынской больницы. По другой - для строительства заводов на Урале. А возможно причина в личной жизни - в эти годы Сергей Михайлович, ушедший от первой жены и оставивший ей и детям имение в Кузьминках, обустраивал себе новый дом. Как вы уже знаете - этот дом был в Дубровицах.
Имение, доставшееся Сергею Михайловичу Голицыну от графа Матвея Александровича Мамонова более 50 лет лет находилось под управлением опекунов Мамонова, которые вели дела не всегда честно и не всегда успешно. Вступив во владение Дубровицами Голицын не очень много внимания уделял Дубровицам. До тех пор, пока не надумал там жить. К тому моменту в Дубровицах вложений требовало все - от дорог и переправ до храма и главного дома усадьбы.
Но вернемся к триптиху. В Эрмитаже его подвергли реставрации, перевели красочный слой с дерева на холст. В XV веке еще многие писали на дереве, холст только-только начинал входить в употребление, но уже многие писали масляными красками, в чем тоже видят влияние голландцев.
При очередной реставрации и исследовании, уже в 1910 году, ученые снова заспорили кто автор картины — Перуджино или Рафаэль. Как выяснилось, Бартоломео Бартоли, заказчик триптиха, скончался в 1497 году, когда Рафаэлю было всего тринадцать лет, и получить такой заказ, да и писать так, он в те годы, скорее всего не мог.
"Как мы знаем, Рафаэль учился у Перуджино, поэтому многие приемы, конечно, можно спутать и перенести с учителя на ученика. Но тем не менее мы теперь знаем, что автор картины точно Пьетро Перуджино. От этого триптих не делается хуже. Он прекрасен".
Эндрю Меллон
К сожалению, и в Эрмитаже триптих не задержался. В 1930-е годы советское правительство, остро нуждавшееся в средствах, продавало на запад произведения искусства. Эрмитажное «Распятие» Перуджино и еще 20 картин было продано американскому коллекционеру Меллону. После смерти Меллона его коллекция досталась Вашингтонскому музею, где "Распятие" можно увидеть и сегодня.
Фото Артема Житенева / Независимая газета
Как вы уже поняли, Триптих не так прост. Но есть и продолжение этой истории. И не одно.
Например такое: в 2004 году "Распятие" побывало в Москве. Картина экспонировалась на выставке «Голицынский музей на Волхонке». Это была удачная попытка собрать произведения искусства, разошедшиеся по 26 коллекциям, и выставить их снова. Занятие не из легких, но оно увенчалось успехом, хотя собрать удалось далеко не все.
В центре выставки расположился знаменитый триптих Пьетро Перуджино «Распятие», привезенный из Национальной галереи в Вашингтоне.
Самые увлеченные читатели, дочитавшие до этого места, уже готовы спросить, как же эта прекрасная картина связана с Дубровицами. И ответ будет неожиданным. В одной из книг офицера, участника Крымской войны Дмитрия Ивановича Никифорова, писавшего о старой, патриархальной Москве 1840-х - 1900-х годов, мы находим информацию о том, что в Дубровицах была копия голицынского триптиха:
Рядом с библиотекой, в комнате, предназначенной для приема гостей, находится копия картины, проданной князем Петербургскому Эрмитажу. Оригинал этой картины был куплен отцом князя в Италии как произведение Пьетро-Перуджино, учителя Рафаэля.
При реставрации картины в мастерской Эрмитажа, оказалось, что картина писана вовсе не Перуджини, а рукою Рафаэля, в начале его деятельности, когда он работал еще в мастерской своего учителя. Конечно, от этого открытия ценность картины возросла в пять раз.
Картина находится в деревянной резной раме, разделенной богетами на три части. В середине Спаситель на кресте, по сторонам - в ногах креста, - Богоматерь и апостол Иоанн. Слева Мария Египетская, а справа разслабленный идет, опираясь на костыль, с мольбою во взоре, обращенном к кресту.
Дмитрий Никифоров "Из прошлого Москвы. Записки старожила"
Этот отрывок порождает множество вопросов, на которые нет ответа.
Начиная с того, что картину купил вроде как не отец, а дед Сергея Михайловича - Александр Михайлович Голицын.
Про авторство картины Никифоров мог напутать, а мог и заблуждаться. Окончательное решение об авторстве Перуджино было принято позже того момента, когда Никифоров побывал в Дубровицах в доме Сергея Михайловича Голицына.
Мы предполагаем, что Никифоров побывал в Дубровицах в 1900-1901 (упоминание Всемирной выставки в Париже -1900 г, а книга вышла в 1901-м. Окончательное же решение о том, что это все таки Перуджино было принято в 1910-м.
Другой вопрос, который не дает нам покоя - кто был автором копии триптиха?
Несомненно, что Сергей Михайлович Голицын не только был достаточно состоятелен и с детства был ценителем прекрасного, но и то, что среди его знакомых было немало художников.
Непонятно также время создания копии. В теории она могла быть создана в любой момент обладания картиной Голицыными и даже после того, как была продана в Эрмитаж.
Ну и самый главный вопрос от "Музея, которого нет" - куда подевалась эта копия?
Была ли она вывезена из усадьбы при жизни Сергея Михайловича, скончавшегося, как мы знаем, в 1915 году за границей. Или оставалась в Дубровицах? Если в Дубровицах - то куда попала в дальнейшем?
В найденных нами источниках упоминания о такой картине нет. Опрошенные нами эксперты о копии Триптиха тоже не слышали.
Наша компетенция позволяет рассуждать о предмете весьма поверхностно. Если у вас есть возможность пролить свет на эту историю, мы будем вам очень благодарны. Связаться с нами можно через соцсети или через форму обратной связи.
Лебедев Н.Н. Главный дом. Интерьер. Вид одного из помещений с коллекцией западно-европейского искусства ХVII в. 1920-е гг. Негатив из коллекции МУАР
Хорошие новости из года 2022. Музей архитектуры им. Щусева опубликовал фотографию стеклянного негатива, датированного 1920-ми. На фото копия триптиха есть.
Плохие новости - в путеводителе Греча, написанном ближе к середине 1920-х о картине ни слова. А вот в описи она есть. Страница 81. Верхний кабинет (?)