Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
#Дубровицы

Скубенты

шесть снимков из архива Михаила Семеновича Базыкина
Фотографий Дубровиц и дубровицкой церкви в сети очень и очень много. Но интересных с точки зрения исследователя - гораздо меньше. Коллекция Вадима Разумова, архив ОИРУ, снимки и негативы из музеев, советский период - фотографии из личных архивов - Анатолия Павловича Рожкова, архивы семей Папаевых-Журбы, Курковой-Мельченко, Рогановых, наши собственные чемоданы и альбомы наших друзей, людей, неравнодушных к истории поселка. К сожалению, полностью утрачен архив Виктора Илларионовича Паламарчука - соседи видели, как родственники вывезли все на помойку. Неизвестна судьба архива штатного фотографа ВИЖа Николая Рузина. Но нечего горевать, когда есть прекрасный ресурс pastvu.com, где время от времени появляются действительно исторические кадры.

Вот и недавно пользователь с ником Dim_Dimych выложил три кадра с подписью, которая дает повод покопаться в прошлом.
К сожалению, автор поста не рассказывает, откуда эти снимки. Но тем интереснее.

Итак М. Базыкин. Вероятнее всего это Михаил Семенович Базыкин. Родился в 1900-м, умер в 1930-м. В 1916-м ему - 16 лет. Он учится в Московском коммерческом училище на Остоженке, где, благодаря усилиям художника и педагога И. Е. Евсеева воспитанники училища «...получали <...> весьма серьезное с искусством знакомство, значительно превышавшее требования средней школы».

Исходя из этой информации мы можем предположить, что "скубенты" на фото - ученики Евсеева, и, возможно сам Евсеев - один из мужчин в шляпе. Приехали, как и сейчас многочисленные учащиеся архитектурных и художественных учебных заведений, вживую познакомится с удивительным образцом петровского барокко.
Спустя некоторое время мы нашли первоисточник этих снимков. Мы все правильно узнали - они действительно из альбома Михаила Базыкина. Альбом этот несколько лет назад приобрела семья коллекционеров Подстаницких, о чем нам написала Татьяна Подстаницкая.
С ее разрешения мы выкладываем всю серию снимков из Дубровиц. С оригинальными подписями из альбома Михаила Базыкина.*
Дубровицы. Боковая терраса дома. Фото. М. Базыкин. 9 мая 1916. Коллекция Татьяны Подстаницкой
Смотрим на фото с обложки - запад или восток? Что нам говорят солнце и высота дверного проема? Увы, практически ничего. Если экскурсанты приехали утром - это восточный фасад - сейчас тут вход в ресторан. Если гости задержались до вечера, это может быть и западный фасад.
Дубровицы. Церковь. 9 мая 1916 года. Фото М. Базыкина. Коллекция Татьяны Подстаницкой
Кадр с храмом. Снято, скорее всего, с юга, со стороны колокольни. На это указывает отсутствие скульптур у входа и свет солнца. В мае солнце светит под таким углом после полудня, и предполагаем, что студенты добирались из Москвы и рано утром, когда солнце светит под таким углом на северные двери храма, они были еще в дороге.
Дубровицы. Дом и купол церкви. Коллекция Татьяны Подстаницкой

Редкий случай, когда мы пусть приблизительно, но знаем, кто эти люди, приехавшие на экскурсию в Дубровицы больше 100 лет назад.
На кадре с северным фасадом теней нет и вовсе - время неопределимо. Разве что представим себя на месте фотографа - против солнца снимать не рекомендуется. Фотограф тех времен наверняка это знал. Значит не утро и не полдень.
Ещё один аргумент в пользу того, что это западный торец. Со стороны храма была каменная стена, проходившая довольно близко к дому - это могло создать помеху для фотографирования. Ну в теории.
Со стороны парка на более позднем снимке - деревянный штакетник, которого в 1916 году могло и не быть вовсе.

Ну и напоследок открытка восточного фасада, датированная 1915 годом - надеемся и снято где-то в те годы. Окна чем-то затянуты и достаточно основательно. А вход на эту террасу в то время был с парадного фасада.

А теперь вопрос на засыпку - когда же появился восточный вход на веранду - тот, под которым сейчас располагается вход подвал усадебного дома в котором сейчас вход в ресторан "Голицын"?
И тут нас ждет неожиданное открытие. Входа на веранды со стороны храма не было. Если посмотреть на снимок на старинной открытке - мы видим стену. Видим глухие окна. И никакого намека на дверь и выход к храму.

Поговорив со старожилами мы выяснили, что вход со стороны храма появился... в конце 1960-х - во время реставрации здания после пожара 1964 года.
Видите, как близко стена к дому? И лесенка на веранду. На более поздних фото ее нет. Похоже, что устроить симметричный вход мешала стена?
Ого! Застекленная веранда второго этажа! На pastvu.com как-то было обсуждение и была высказана гипотеза, что это остекление уже советского периода. Но, как оказалось, оно было раньше! Это сенсация местного масштаба.
"Выносить нельзя"
Пока искали - нашли книгу про Коммерческое училище с экслибрисом Базыкина. Значит еще один славный деятель когда-то побывал в Дубровицах. Занесем его в нашу ленту времени...
* О яркой жизни и трагической гибели Михаила Семеновича Базыкина мы начитались тут. Если интересно.

Слово "скубенты" из заголовка - фраза "Ишь, скубенты прут" из рассказа Константина Коровина "Осенняя грусть". Там тоже есть немного слов про Дубровицы, поэтому мы утащили его на страницу "Дубровицы в живописи и графике".
Made on
Tilda