Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
Усадьба Дубровицы - экскурсия по дому

Оружие Голицыных

уникальное собрание
Дальнюю половину этажа занимали в прошлом семейные апартаменты: кабинет хозяина, столовая, будуар супруги, спальня и небольшая, так называемая интимная гостиная. Коллекция оружия (на момент составления описи 1926 года) размещалась в кабинете хозяина. В описи предметов - Верхний кабинет.


Коллекция оружия князей Голицыных. Фото из коллекции Музея Архитектуры
Коллекция оружия из Дубровиц - на выставке "Возвращение в усадьбу" Новом Иерусалиме. Фото History mag
Усадебные коллекции оружия России в конце XVIII – начале ХХ века получили большое распространение. В каждой усадьбе было охотничье оружие, так как “охоту считали самой лучшей и полезной забавой”. Боевое оружие также было вполне обыденной вещью. В усадьбу оно попадало вместе со своими владельцами, вышедшими в отставку, напоминая о былых подвигах, свидетельствуя о военной карьере их владельца. Это оружие украшало стены домов, использовалось во время охоты, самообороны, салютов. Некоторые дворяне, любители редкостей, проявляли интерес к созданию исторических и художественных собраний оружия.

Свидетельством такого коллекционирования является довольна обширная коллекция, которая происходит из семейства Голицыных. До 1864 года собрание оружия находилось, вероятно, в усадьбе Кузьминки. Холодное оружие позднего Средневековья составляет наиболее ценную его часть. Значительным образцом “чистого стиля и воинственного характера” является испанская рапира конца XVI века с ветвистой гардой, кольца которой окружают руку подобно колыбели. Качество клинка позволяет отнести рапиру к изделиям толедских мастеров. Итальянский кинжал левой руки для фехтования имеет изысканную гарду в виде раковины, которая обеспечивала руке хорошую защиту. Под именем стилетов, изобретённых в Италии, подразумевались маленькие кинжалы, которые носили в сапогах, рукавах или под курткой, пристёгивали к подвязкам; женщины пользовались ими наравне с мужчинами в городе или на охоте и привешивали к ремням на поясе вместе с ключами и ножницами. Особый экспонат – витой клинок – имеет стальные ножны с рельефным орнаментом. Кинжалы испанской или немецкой работы с коваными стальными ножнами, сквозь прорези которых виднеется красных бархат, носились за спиной пристёгнутыми к портупее.

Пулевой охотничий арбалет XVI века для охоты на птицу с оленем с понятой передней ногой на клейме взводного рычага.

Первые достоверные известия о появлении огнестрельного (артиллерийского) оружия в Европе относятся к первой половине XIV столетия. Аркебуза и мушкет становятся преобладающим оружием XVI-XVII веков. Тщательная отделка огнестрельного оружия середины XVIII века демонстрирует высочайший уровень мастерства оружейников, который исключает всякую возможность подделки.
Образцы восточного оружия представляют собой сёдельные топоры, декоративные булавы и щиты, которые ковали в Персии или Западной Индии. Они служили в основном украшением для европейских кабинетов и почти не имели практического употребления. Настоящим боевым оружием является бухарская шашка с клинком из букетного дамаска в ножнах, инкрустированного бирюзой, турецкий клинок-ятаган и кинжал характерной персидской формы.

Из описания экспозиции на выставке "Усадьбы Подмосковья" в музее Новый Иерусалим 2019-2020 гг.
Коллекция европейского оружия XVI–XVIII века, собранная князем С.М. Голицыным
"Значительную часть западноевропейского фонда составляет коллекция оружия. Она происходит из собрания семьи Голицыных и была перевезена С.М. Голицыным из усадьбы Кузьминки для оформления кабинета в его новой резиденции Дубровицы в 1864 году".

из каталога выставки "Из домашних коллекций" музея в Новом Иерусалиме



Выставка "Из домашних музеев"

10 декабря 2016 - 10 марта 2017

МВК «Новый Иерусалим»

В основу выставки западноевропейского искусства вошли произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, поступившие в фонды музея в 1920–1930-е годы из национализированных подмосковных усадеб, из так называемых «домашних музеев». Являясь раритетами, предметы европейского искусства, отражают интерес их прежних владельцев к коллекционированию, их вкусы и пристрастия.

Самую значительную часть западноевропейского фонда составляет коллекция оружия. Она происходит из собрания семьи Голицыных и была перевезена С.Д. Голицыным из усадьбы Кузьминки для оформления кабинета в его новой резиденции Дубровицы в 1864 году.

Тяжелые рапиры-чиавоны конца XVI – начала XVII века; кинжалы-даги – коварное оружие для левой руки; маленькие итальянские кинжалы-стилеты, которые носили в сапогах, рукавах или под куртками, – все эти предметы вызывают интерес у посетителей выставки. Среди древкового средневекового оружия выделяется алебарда стражи курфюрстра Иоанна Сигизмунда Бранденбургского с орнаментом и гербом на лезвии (1618–1619). <...>

Источник
экспонат
Алебарда с секретом
Реставратор из музея "Новый Иерусалим" обнаружил в алебарде бумажку, куратор выставки ее прочла и нашла источник текста в старинной немецкой книге
Та самая алебарда с запиской. Фото предоставлено Анастасией Линдиной / Музей "Новый Иерусалим"

А. А. Линдина (Истра)

Некоторые аспекты межличностных и межконфессиональных отношений в землях Германии в XVII веке (Послание, найденное в алебарде начала XVII века)


Вступление. В начале декабря 2016 года в МВК «Музей Новый Иерусалим» шел процесс подготовки выставки «Из домашних музеев», в которую входили раритеты из национализированных подмосковных усадеб. Планировалось выставить много старинного оружия XVI-XIX веков. При работе с алебардой начала XVII века реставратор по металлу Ширяков В.А. между древком и боевой частью обнаружил два скомканных клочка бумаги, на которых был плохо сохранившийся текст, написанный старонемецким шрифтом. Реставратор графики музея «Новый Иерусалим» Куликова Л.В. определила, что бумага, по всей видимости, ручной работы XVI-XVII веков, а текст нанесен железо-галловыми чернилами. После реставрационных работ удалось сопоставить отдельные части текста. Текст записки, размером 9х20 см, состоял из 5 строк, из которых первую строку можно было прочитать. Находка была настолько необычной, что сразу появилось несколько версий толкования текста.
Гипотезы. Первое предположение заключалось в том, что это молитва-оберег, так как одно из слов первой строки «Helfer» (помощник, спаситель). Версия немецких коллег – подобная записка могла относиться к «искусству Пассау». Так назывались записки - «заклятия», которые палач Каспар Нойтхарт продавал наемникам. Они должны были защитить от любого оружия, если иметь их при себе, или еще лучше, проглотить. Третья гипотеза - вотивное обращение с просьбой о помощи к этому оружию как к амулету. Эта версия заставила более пристально рассмотреть саму алебарду.
Алебарда как источник. Известно, что алебарда попала в музей в 1929 году из бывшего музея в усадьбе Никольское-Урюпино, куда в свою очередь поступила из усадьбы Дубровицы князя С.М. Голицына II. Считаю, что алебарда принадлежала парадной страже Иоганна III Сигизмунда маркграфа и курфюрста Бранденбургского (1572-1619) из династии Гогенцоллернов, о чем свидетельствует составной герб, украшающий клинок в его широкой части. На нем выгравирована дата: 1609 год.
Предполагаемый владелец алебарды. После смерти курфюрста Иохима III Фридриха (1546-1608) его сын маркграф Иоганн Сигизмунд вступает в права наследства и на его оружии и оружии его стражников появляется герб с перечислением подвластных ему территорий, среди которых были и те, например, герцогства Юлих, Клеве, Берг, где он не являлся полноправным правителем, а только планировал им стать. Перед смертью 1618 году Иоганн Сигизмунд становится герцогом Пруссии.
Атрибуция записки по форме и содержанию. Из-за отсутствия водяных знаков точная датировка записки – под вопросом. Текст - рукописный, написан своеобразным и нередко трудночитаемым неоготическим курсивом. В послании хорошо читается первая строка: «Hilf, Helfer, Hilf aus Schmerzen» (Помоги, помощник, помоги от боли) и словосочетание «von liebhabendem Herzen» (от любящего сердца).
Старинные книги как источник исследования. Надо отметить тот факт, что в настоящее время многие старинные книги оцифрованы. Среди большого количества старинных текстов неожиданно удалось найти отрывок «Песни бедных студентов» (Bettelstudentenlied) из второго тома сборника Др. Генриха Гофмана «Ежемесячный журнал из и для Силезии» («Monatsschriftvon und für Schlesien»), датированный 1829 годом. В этом издании на стр. 542 имелась ссылка на рукопись 1603 года, в которой были собраны духовные и светские песни конца XVI и начала XVII вв. Первая строфа песни полностью совпала с текстом записки, найденной в алебарде.
Романтический фактор в историческом исследовании. К сожалению, мы никогда не узнаем, кем и при каких обстоятельствах была написана записка, а также, почему она находилась в алебарде. Однако, налицо факт любовных страданий автора послания. Возможно, это был Иоганн Сигизмунд. В его жизни была женщина, близкая ему духовно. Звали ее Луиза Юлиана Нассау - Оранская, супруга курфюрста Пфальца Фридриха IV. В 1604 года Иоганн Сигизмунд длительное время находился при пфальцском дворе в Гейдельберге. Там он нашел богатую пищу для ума и сердца как в тесном дружеском общении с Луизой Юлианой, так и с теологами Гейдельбергского университета. Луиза Юлиана, убежденная кальвинистка, смогла повлиять на Иоганна Сигизмунда в его решении перейти из лютеранства в кальвинизм. Вместе они быть не могли, но решили объединить судьбы своих детей – Георга Вильгельма, наследника Иоганна Сигизмунда, и Елизаветы Шарлотты Пфальцской, третьей дочери Луизы Юлианы. В 1610 году пфальцграфиня Луиза Юлиана стала вдовой. Возможно, к ней стремилось сердце Иоганна Сигизмунда, тем более что его супруга, ревностная лютеранка, приняла сторону его противников в борьбе с оппозицией сословий в Пруссии и Бранденбурге.
Вывод. Курьёзный повод – обнаружение артефакта из прошлого – дал возможность на стыках реставраторского ремесла, исторической науки, литературоведческих поисков приоткрыть завесу в мир личности европейца XVII века. Тем более что указанная личность имеет историческую значимость. Фридрих Великий написал в своих "Мемуарах Бранденбургской династии", что история этого правящего рода стала интересной, лишь начиная с Иоганна Сигизмунда. Фактически он создал Бранденбургско-прусское государство со столицей в Берлине. Можно сказать, что с этим наследством династия Гогенцоллернов поневоле перешла в разряд великих, что потом стало определять жизненный стиль Прусского государства.
Записка, найденная в русском музее, актуализирует жизнь и деятельность курфюрста для изучения истории Германии, а также протягивает связующую нить между нашими странами.

Линдина Анастасия Александровна

ведущий научный сотрудник ГБУК МО «Музей «Новый Иерусалим»


Источник

Неизвестный художник. Портрет Иоганна Сигизмунда, курфюрста Брандербурга. 1610. Из Охотничьего дворца Груневальд.
Линдина Анастасия Александровна
ведущий научный сотрудник ГБУК МО «Музей «Новый Иерусалим»

Тезисы опубликованы в сборнике материалов Международной конференции «Маргиналии-2017: границы культуры и текста» Торжок (Тверская обл. России) и к нам попали совершенно случайно, как и все в этом сборнике фактов и артефактов.
Фотографии алебарды тоже почти случайно (мы попросили без особой надежды на ответ) прислала нам автор находки и доклада Анастасия Линдина. За что ей огромное Спасибо!

Увы, нам пока не удалось обнаружить описание или даже упоминание алебарды в описи коллекции оружия Дубровицкого художественно-бытового музея. По крайней мере в кабинете князя, где экспонировалось оружие Голицыных до 1926 года среди предметов алебард нет. Мы, конечно, продолжим поиски в документах музея, но скорее всего и они не ответят на вопрос - как это красивое попало к Голицыным и кто из них был ее первым владельцем в России.
Made on
Tilda