Темой для рельефа «Гилас и речные нимфы» послужила «Идиллия» античного автора Аполлодора. Красавца Гиласа, любимца Геракла, во время похода аргонавтов похитили нимфы и увлекли в водную пучину.
История бытования барельефов весьма показательна: она отражает печальные превратности судьбы многих Подмосковных. В ГМУ «Архангельское», имение князей Юсуповых, они поступили из Николо-Урюпино в 1929 году после закрытия там музея. (Заметим, что до 1917 года поместьем владели князья Голицыны, чьи предки были одновременно хозяевами и Архангельского с 1703 по 1810 год). В свою очередь в Николо-Урюпино предметы передали через Государственный музейный фонд из ликвидированного музея в Дубровицах, некогда великолепной усадьбы князей Голицыных, происходивших из другой ветви знатного старинного рода.
Рельефы, видимо, принадлежали коллекционеру и меценату князю Сергею Михайловичу Голицыну (1774-1859). Примечательно, что его супруга Евдокия Ивановна, «княгиня ночи», племянница Н.Б.Юсупова-старшего, позировала Торвальдсену в Риме.
Источник
https://arhangelskoe.su/the_museum/calendar/19-noyabrya/ (по материалам статьи «Пленники любви на рельефах Торвальдсена» В.А. Евдокимой. Итальянский сборник. Выпуск 5, 2009).
Для тех, кто хочет немного больше узнать о датском скульпторе, которому при жизни открыли музей:
https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/bertel-torvaldsen--biografiya-gody-zhizni-portretP.S. Позолоченные рамы от этих мраморных рельефов (по толщине и основательности похожие на оконные) также хранятся в Архангельском.