Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
История по фото

"Кто-то из семьи Голицыных"

гипотезы и факты
"Дубровицы, конец 19 века, члены семьи Голицыных, кто - неизвестно" - такая фотография есть в коллекции подольского поэта и журналиста Елены Венедиктовны Орловой.

Взглянув на нее, нам сразу показалось, что это не Голицыны. И век не XIX, а начало XX. И эти сомнения стали поводом для небольшого расследования.

Первые сомнения основаны на фотографии семьи Омировых из книги Константина Семенова "Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения". В дальнейшем нам помогли фотографии женщины и троих детей из семьи Омировых из собрания музея "Подолье" и... многочисленные живописные и редкие фотографические портреты семьи Голицыных. Если упрощенно - то характерная черта Голицыных - их фамильная форма носа. Более выраженная у мужчин, но уловимая и по женской линии.
Из семейного альбома Голицыных


Фотографии дочерей владельца усадьбы Дубровицы Сергея Михайловича Голицына. К сожалению мы не знаем. где хранятся оригиналы или качественные копии этих снимков, поэтому довольствуемся качеством "из интернета".
Фото из коллекции Елены Орловой.
А вот что нам известно об Омировых.

Павел Иванович Омиров - дьякон Знаменской церкви
Иоанн Павлович Омиров - дьякон Знаменской церкви *

Метрические книги храма Знамения в Дубровицах ждут своего исследователя. Если дочери Дьякона родились в Дубровицах - мы, в теории, сможем отыскать даты их крещения.

Фото из книги Константина Семенова "Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения"
Описание музея в Дубровицах из справочника "Вся Москва" за 1925 год
Директором церковно-приходской школы в Дубровицах была родная сестра диакона Знаменской церкви Иоанна Павловича Омирова, Екатерина Павловна Омирова.

Екатерина Павловна Омирова (18.11.1875 г.р.) дочь диакона Знаменской церкви Павла Ивановича Омирова. В 1894 году она окончила Московское Мариинское епархиальное училище (ул. Бол. Ордынка, д. 22) и получила диплом на звание домашней учительницы. ***

Музеем в Дубровицах с 1917 года руководила бывшая экономка имения Анна Павловна Омирова, а с 1926 года - Сергей Иннокентьевич Дараган.

Еще одну сестру звали Наталья Павловна Омирова - имя мы узнали по открытке, хранящейся в фонде подольского музея "Подолье".
из фондов Музея "Подолье"
1926 год, когда назначили Дарагана, для музея был фактически уже фатальным. Несмотря на то, что в сезон (а музей работал только в теплое время года, зимой дом не отапливался) его посещали несколько тысяч 7-8 тысяч организованных групп и одиночных экскурсантов, судьба музея и его экспозиции была предрешена. Наиболее ценные предметы уже к тому моменту были вывезены в крупные музеи - Третьяковскую галерею, Государственный исторический музей и другие. Библиотека с ценными и уникальными книгами разделена и отправлена частично в Ленинку, частично в усадьбу Архангельское.

То, что оставалось - вывозилось в Государственный музейный фонд, в областной краеведческий музей, в ближайшие региональные музеи, в Серпухове. Есть информация, что часть предметов из усадьбы Дубровицы была передана киностудиям в качестве реквизита.

До 1926 года Дараган работал в музее усадьбе Ольгово, где его усилиями составлен полный список-каталог предметов, бывших в музее. Дараган просил перевести его в Никольское-Урюпино, но был переведен в Дубровицы. Здесь он также занялся составлением подробной описи оставшихся экспонатов и предметов обстановки. Этот документ есть в архиве, и надеемся когда-нибудь мы его тоже увидим.

На основании декрета СНК РСФСР от 15 сентября 1925 года ряд подмосковных музеев-усадеб, такие как «Мураново», «Абрамцево», «Дубровицы», «Царицыно», были переданы в ведение Музейного подотдела Московскому отделу народного образования (МОНО).

"В октябре 1926 года Моссовет получил докладную записку инспектора губернского земельного отдела, в которой сообщалось о нецелесообразности существования в Дубровицах музея. Чиновники побывали в совхозе; осмотрели музей, отметив ряд недостатков в его работе; указали на необходимость ремонта усадьбы и усомнились в ее историко-художественной ценности. Видимо, отрицательную роль сыграло и то, что хранителем музея до 1926 года была бывшая экономка князей Голицыных. В феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии культурного центра.

Несмотря на то, что Московская рабочая контрольная инспекция высказалась за сохранение музея, Подольский уездный исполком был за его закрытие и передачу усадебного дома в свое распоряжение. В августе 1927 года музей прекратил свое существование. Все экспонаты были вывезены в музеи Донского монастыря и "Царицыно". **

А "образование" нуждалось в помещениях - для детских домов, школ и училищ... С 1929 по 1932 годы в усадьбы был Детский дом. О судьбе Омировых больше пока ничего не известно. Если у вас есть сведения об этой семье или потомках дубровицких Омировых - напишите нам. А может у вас есть другая версия о дамах с обложки этой страницы?

Вот такое маленькое расследование вызвала фотография, которой с нами поделился подольский исследователь историк и краеевед Александр Семенихин.

Фамилия Омировы - церковная, от Гомера - в старинных изданиях так и значится Омирова Илиада. Если кто помнит - девичья фамилия Софьи Федоровны Колчак - жены Александра Колчака - тоже была Омирова и она тоже была подольчанкой. Но только из Каменец-Подольска. Родственных связей с дубровицкими Омировыми не установлено.
3,4 - фотографии Омировых (имена неизвестны) из собрания музея "Подолье"
5. Оборот открытки - адресат Анна Павловна Омирова из собрания музея "Подолье".
Made on
Tilda